понедельник, 18 июня 2012 г.

Декабристы, меценаты и нефтепровод: от Хотьково до Рахманово


Нитка маршрута: Хотьково –Ахтырка – Абрамцево – Радонеж – Воздвиженское – Голыгино – Рахманово. Пешком более 37 км, один день.


Дорога начинается в Хотьково. Первое, что примечается путником – высокие обрывистые склоны над долиной реки Пажи. Ходишь между высокими толстыми берёзами и соснами либо по узким скользким тропинкам, либо по высокой траве. Обильная роса и ни облачка на небе - день обещает быть очень жарким.

Первый пункт – Ахтырка. В этом селе когда-то располагалась усадьба Трубецких – именно там жили и родственники декабриста С.П. Трубецкого.  В начале XIX в. была выстроена усадьба и церковь Ахтырской иконы Божьей Матери (по которой село получило впоследствии своё современное название). В 1922 парк и дворец были уничтожены, осталась стоять только церковь, необычная архитектура (ампир) которой сразу привлекает к себе внимание. 

Село располагается в обрамлении тонкой ленты реки Вори. От её берега начинается широкий луг, покрытый полевыми цветами. Редкие ели создают островки тени под безоблачным глубоко-синим небом. Выше по склону начинается сосновый бор.

Следующая остановка – Хотьковский монастырь. Выходишь к нему с другого берега протекающей через Хотьково р. Пажи. Над кронами ив высятся два храма. Поднимаешься на другой берег, заходишь в монастырь – и оказываешься на прямой аллее через весь монастырь – когда-то он стоял на дороге паломников в Троице-Сергиевскую лавру. Теперь над полуразрушенными и заросшими стенами и хозяйственными зданиями высятся только что отремонтированные здания храмов – остаётся только надеяться, что и до остального дойдут руки у начальства.

Дальше путь ведёт по тенистой дороге через ельник к усадьбе Абрамцево. Здесь мы снова выходим к берегам реки Вори, к которой и спускается имение. Главное здание сейчас ремонтируется, всё остальное готово принять посетителей. Через поле, разделяющее несколько построек (в том числе, и особо примечательные чудеса зодчества - мастерские с баней-теремком), выходишь на широкую аллею. У её начала, в окружении тёмного тенистого леса, ярким белым пятном сияет небольшая церковь - кажется, будто светится. Понемногу она растворяется отдельными тропинками, бегущими вниз, к воде, к реке. У самой реки лес уже становится мусорным, тропинки подзаросли и нередко перегорожены повалившимися деревьями. В воздухе висят многочисленные стрекозы – голубые стрелки, яркие проблески на фоне тёмных теней.

Между несколькими островками в Воре по кругу перекинуты деревянные мостики, так что ходишь между тенями высоких деревьев и залитыми солнцем мостиками. С краю водного круга желтеет одинокая кубышка. С мостиков видны и отдельные небольшие заливные луга в излучинах реки. На другом берегу, не столь крутом, к берегу спускается просторная берёзовая роща.

По дороге к следующему пункту мы снова проходим через еловый лес. Из-под его тени, заполненной парным воздухом, мы выходим на огромные, почти что до горизонта, поля – дальше путь под солнцем. К счастью, уже вечереет, и на небе появились многочисленные лёгкие облачка. Вверху белые кучевые, внизу они становятся сиреневатыми. Их плоские донья сливаются в длинные тонкие цепочки, которые ряд за рядом уходят за горизонт. У самого края, где небо становится совсем белёсым, они уже сливаются с ним.

Поля отдельными холмами сваливаются к причудливо петляющей здесь реке Паже – она, подчёркнутая тёмно-зелёной полосой ив, делит поле на две части. 

Вскоре из-за очередного холма показывается церковь в Радонеже. Она постепенно показывается из-за склона, пока внезапно не становится видна вся долина – возвышающаяся прямо над рекой, церковь частично скрыта кронами деревьев. От церкви недалеко и до кладбища, расположенного в пределах земляных валов городища XIV в. От всего памятника археологии (а раскопки говорят, что поселения дьяковской культуры были в этих местах ещё в начале нашей эры) осталась только выцветшая табличка министерства культуры. 

От Радонежа наша дорога пересекает трассу М8 – за ней находится село Воздвиженское. Здесь нас ждёт ещё одна церковь в стиле классицизма-ампира. Перед ней стоит маленький деревянный резной теремок – часовенка, такой так и кажется игрушечным. От него по пригоркам спускаемся мы на поле – дальше нам в Голыгино. Здесь находится карьер, однако на осмотр его уже времени нет – уже скоро уйдёт последняя электричка.

Немного проходим по трассе, после чего сходим в лес – до электрички остаётся час, теперь мы идём по GPS. Через заросли ольхи продираемся на просеку нефтепровода. По ней ведёт весьма увлекательная дорога. Остроту ощущениям, помимо времени до электрички, придают полчища оголодавшего лютого комарья, скользкая грязь под ногами и лужи. Лужи – отдельный пункт просеки. Они разливаются широкими озёрами – от жалкого метра до пятиметровых, через всю просеку. Вода скрыта под ярко-зелёной ряской, по которой снуют многочисленные водомерки. Обход их по перепаханной земле превращается в отдельное увлекательное приключение – прыжки по густой траве с одного скользкого бугра на другой.

По пути по просеке из травы в нескольких метрах от нас внезапно взлетает ястреб-тетревятник с размахом крыльев под метр. Сделав широкий разворот, он исчезает в верхних ветках деревьев.

Через несколько километров мы выходим на залитое мягким вечерним солнцем поле. Через траву по грудь продираемся вниз по склону. Там нас ждёт небольшое озерцо, обрамлённое деревьями. Его вода идеально спокойна, так что до мельчайших подробностей на его глади отражается лес с другого берега.

До электрички остаётся совсем немного, и мы начинаем ломиться через лес. Вскоре видим просвет и идём к нему. И верно – это наша железная дорога. Только станции нет – карта GPS промазала на километр с лишним. Глядя на часы, лёгкой трусцой добегаем (откуда только силы взялись) добегаем до платформы Рахманово. Только заходим – и подъезжает электричка. 

PS: По пути нам попались невероятно вкусные кефир и разливной квас. Регулярно убеждаюсь, что дешёвые продукты неизвестных фирм оказываются гораздо вкуснее и натуральнее широко известных продуктов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий